г. Волгоград, ш. Авиаторов, д.1

Пн-Пт: 8:00 - 17:00

Заказать звонок

Что такое сплав ЦАМ (Силумин)? Его состав и характеристики

Сплав ЦАМ (цинк-алюминий-медь) – это материал, широко используемый в различных отраслях благодаря своим уникальным свойствам. Этот сплав представляет собой
комбинацию трех основных элементов:

  • Цинк (80–95%) – основной компонент, который придаёт материалу высокую коррозионную
    стойкость, хорошую прочность и умеренную пластичность.
  • Алюминий (4–15%) – обеспечивает улучшенную термостойкость, уменьшает массу изделия
    и повышает устойчивость к окислению.
  • Медь (1–5%) – добавляет сплаву дополнительную прочность и твёрдость, улучшая
    механические свойства материала.

Сплав ЦАМ в народе закрепился под названием «Силумин»! Некоторые производители могут добавлять примеси, такие как магний, для улучшения определённых свойств, например, уменьшения усадки при литье.

Основные характеристики сплава ЦАМ

  • Цвет: серебристо-серый, иногда с лёгким блеском.
  • Плотность: около 6,6–6,8 г/см³, что делает его довольно лёгким.
  • Прочность: высокая износостойкость, подходящая для деталей, подвергающихся
    механической нагрузке.
  • Пластичность: позволяет создавать сложные формы при литье.
  • Коррозионная устойчивость: подходит для использования в условиях повышенной
    влажности.

ЦАМ идеально сочетает прочность, устойчивость к внешним воздействиям и легкость обработки, что делает его востребованным в промышленности.
Использование сплава ЦАМ в автомобилях СССР В советской автомобильной промышленности сплав ЦАМ был настоящим открытием. Его массовое применение началось в середине XX века, когда промышленность искала материалы, способные сочетать экономичность и высокие эксплуатационные характеристики.

Применение сплава ЦАМ в автомобилестроении СССР

Чаще всего из сплава ЦАМ изготавливали следующие детали автомобилей:

  • Эмблемы и декоративные элементы. Благодаря уникальным свойствам данного сплава, производители отливали из него детали, такие, как: эмблемы, заводские знаки, орнаменты капота, декоративные накладки и мн. Другие сложные по форме декоративные элементы.
  • Ручки дверей и капота. Устойчивость к износу делала ЦАМ идеальным для таких элементов.
  • Корпусы подфарников и задних фонарей. Сложные, как правило, округлые формы производились литьевым методом заводами-изготовителями.
  • Механизмы замков из ЦАМ отличались долговечностью при активной эксплуатации.
  • Элементы карбюраторов— устойчивость к агрессивным средам обеспечивали стабильную работу этих узлов.

Сплав ЦАМ использовался на таких легендарных автомобилях и мотоциклах, как ВАЗ-2101, Москвич-407, Москвич-401, мотоциклы «Ява», ИЖ-49, ГАЗ-21«Волга», ГАЗ-М-20 «Победа», ГАЗ-13 «Чайка» и многих других моделях советской эпохи. Многие из этих автомобилей сегодня являются объектами реставрации, где сплав ЦАМ играет ключевую роль.

Особенности восстановления деталей из сплава ЦАМ

Процесс восстановления деталей имеет свои особенности, которые необходимо учитывать, чтобы получить качественное покрытие:

1) Подготовка поверхности. Сплав ЦАМ имеет пористую структуру, что требует
тщательной обработки перед нанесением покрытия. Обычно детали проходят этапы снятия старого покрытия, шлифовки и полировки для удаления неровностей и дефектов, появившихся в процессе предыдущей эксплуатации. В процессе снятия необходимо учесть, что ЦАМ является химически активным сплавом, который легко можно растравить в процессе снятия старого покрытия. Из-за сложной конфигурации деталей и проблемной обработки (сыпучесть, пористость, утраченная геометрия, перегрев) полировка является продолжительным и трудоёмким процессом.

2) Нанесение подслоя. Из-за сильной химической активности ЦАМа используются специальные нейтральные растворы для нанесения промежуточного подслоя перед нанесением подслоя меди и никеля. Раствор, попадая в поры деталей вызывает сильную химическую реакцию с обильным газообразованием. В дальнейшем, на деталях может появляться дефект, в виде так называемых «пузырей».

Часто задают вопрос: «Почему этого не было на оригинальных заводских деталях? » На заводах изготовителях покрытие наносилось по так называемой «литьевой корке», которая была очень плотная и практически не имела пор. Стадия полировки была минимальной, убирали только явные дефекты. Не стоит забывать, что на каждом заводе использовали свои оригинальные рецепты для отливки сплава ЦАМ, которые сильно отличались друг от друга по составу. Поэтому приходится подбирать технологический режим под каждый тип сплава.

3) Меднение ЦАМа. Эта стадия служит как нанесение выравнивающего слоя. Если дефекты значительные, то стадия меднения осуществляется несколько раз.

4) Декоративное никелирование и хромирование. После финальной стадии полировки по медному подслою детали передаются на покрытие никелем. В процессе никелирования используются специальные добавки, улучшающие рассеивающую способность электролита, выравнивание и блескообразование. Далее детали поступают сразу на финишную стадию-декоративное хромирование. На этом этапе также могут появиться «пузыри», так как при электролизе происходит значительный нагрев деталей и электролиты, попавшие в глубокие поры на предыдущих стадиях покрытия, вызывают сильное газообразование, которое поднимает готовое покрытие. Брак, выявленный в ходе упаковки, устраняется. Но, к сожалению, газообразование может продолжаться в процессе транспортировки и дальнейшей эксплуатации деталей.

Вышеперечисленные особенности, делают процесс восстановления деталей из сплава ЦАМ более трудоемким и затратным по материалам. Именно по этой причине, реставрация деталей из ЦАМа, значительно дороже реставрации деталей из стали!

Наша компания обладает многолетним опытом работы с хромированием деталей ретро автомобилей и мотоциклов. Мы понимаем, насколько важна каждая деталь для сохранения
исторической точности и эстетики ваших транспортных средств.

Наши преимущества:

  • Используем современные технологии, позволяющие добиться идеального покрытия.
  • Обеспечиваем тщательную подготовку деталей, включая элементы из сплава ЦАМ.
  • Предлагаем возможность хромирования как ваших готовых деталей, так и покупки уже хромированных запчастей, доступных в наличии.
    • С нами вы можете быть уверены, что каждая деталь вашего автомобиля будет выглядеть безупречно и прослужит долгие годы. Обращайтесь в «Солитон», чтобы восстановить блеск ваших ретро автомобилей и мотоциклов!

Читайте также:

История марки Harley-Davidson. От мастерской до мировой легенды

Harley-Davidson — одно из самых культовых имен в мире мотоциклов, которое стало символом свободы, силы и стиля

10 сентября 2024

Особенности хромирования глушителей мотоциклов

Хромирование мотоциклетных глушителей требует особого подхода, учитывая температурные и механические нагрузки, которым подвергается эта деталь

5 сентября 2024

Поздравляем с днем весны и труда

Уважаемые клиенты и партнеры компании Солитон! Мы рады сообщить вам о графике работы нашей компании в праздничные дни мая

30 апреля 2024

Процесс хромирования бампера ГАЗ-12 ЗИМ

Технологический процесс хромирования переднего бампера автомобиля на примере ГАЗ-12 ЗИМ

25 апреля 2024

Остались вопросы?

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
и наш менеджер перезвонит вам в ближайшее время.

Заказать в один клик

Меню
Заказать звонок

400048, г. Волгоград, ш. Авиаторов, д.1.

Пн-Пт: 8:00 - 17:00